Правительственная
программа содействия занятости населения должна опираться на государственную
политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная
цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной
занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации
и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной
безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости
и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты
граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях
управления являются федеральные, территориальные и местные (городские,
районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском
обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости,
допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации
этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической
эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских
регионах. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом
для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом
уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:
- финансовому, в соответствии, с которым средства внебюджетного государственного
фонда занятости обеспечивают финансирование программ занятости;
- социальному, в соответствии, с которым общество устанавливает порог
естественного уровня безработицы (за счет ее структурной и фрикционной
форм), не превышение которого должно стать целью государственной политики
занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.
На современном этапе
необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости
должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает
их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах
же благодаря действию социально-демографического фактора, формирование
рынка рабочей силы может протекать по-разному.
Особенности занятости
и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой
формирования экономики активного населения, сложившимся уровнем и структурой
занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории,
характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами
власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер
и определятся приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном
и региональном уровнях, из обеспечиваемыми средствами из соответствующих
бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий
должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет
средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения
рабочих мест на том или ином предприятии.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие
годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию
все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании
элементов государственного регулирования, которое предусматривается
организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением
государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование
эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового
потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста
безработицы.
Целями Программы
являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения
Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих
мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для
создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в
различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение
конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры занятости населения; повышение
качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет
стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности
участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие
системы общественных работ.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства
Государственного фонда занятости населения используются в полной мере,
а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение
рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для
организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение
и переподготовку.